среда, 31 августа 2011 г.

Изучаем молоко.


Моя дочка уже о коровах знает очень много, но так как мы любим участвовать в проекте "Ферма. Домашние животные". И мы решили изучать самое главное, что дает нам корова – наше любимое молоко. Сначала мы отправились в магазин и обратили внимание на молочный отдел и конечно же на ассортимент молочных товаров. Для дочки была шокирована: она не знала что это все из молока, да и о наличии сухого молока она и не подозревала. По дороге домой мы обсуждали, что еще можно приготовить с молоком ( супы, каши, блины, омлеты, запеканки, крема, коктейли).
Дома поиграли в дегустатора. Закрываем повязкой глаза и определяем, какой продукт перед нами. Тут я помогала определять вкус, консистенцию, запах.
Следующий день – химика. Самый интересный.
Сначала осматриваем молоко (называется: определение органолептических показателей качества молока). В прозрачном стакане оцениваем однородность, примеси, загрязнения (все нормально). Определение цвета молока: подносим к стакану белый лист бумаги и сравниваем цвет. Цвет молока бывает: белый, кремовый (для топленого молока), желтый, серый, слегка желтоватый, голубой, слегка синеватый оттенок (для нежирного молока). Определение консистенции молока. Консистенция определяется по следу, остающемуся на стенках сосуда после его взбалтывания. При нормальной консистенции после стекания молока со стенок сосуда остается равномерный белый след (как при дегустации вина). Определение запаха молока. Свежее молоко имеет слабый специфический запах. По интенсивности запах может быть: сильным, слабым, отчетливым, очень слабым; вкусным, кислым. И, конечно,  вкус. Вкус бывает кислый, сладкий, жирный. Не забыли обсудить форму, а точнее отсутствие формы.
Один стакан молока поставили в морозилку. Узнали, что молоко превращается в твердый лед более прозрачного цвета.
Второй вскипятили (жалко, что нет градусника – измерить температуру), можно было еще поставить и воду и посмотреть, что закипит быстрее ("хорошая мысля приходит а посля").
Третий оставили просто на столе, через некоторое время на поверхности можно было увидеть жирную пленку - сливки. Узнали:
- о том, что молоко - это, по сути, вода смешанная с частичками жира и белка.
- о том, что частички жира в воде не растворяются.
- о том, что частички жира легче воды - не даром они стремятся всплыть на поверхность, совсем как маленькие кораблики.
Рассказала, что именно из этих сливок делают сливочное масло. И посмотрели рассказ в картинках: Энциклопедия дошкольника "Молоко" из блога "Воспитатель". 
Теперь эксперименты. Смешиваем:
  • с водой. Молоко становится прозрачным и не таким вкусным.
  • с солью и сахаром. Меняется вкус.
  • с растительным маслом. Если масла немного, то получаются "кружочки". Если больше, то слой масла не растворяется, не перемешивается и располагается сверху. Еще капнули красителем.  Попробовали взбить миксером – "кружочки" стали маленькими.
  • с краской и сравнивали с подкрашенной водой. Цвет получается постельный.
  • с крахмалом и йодом. Получили синий цвет.
  • с уксусом. Получили твороженную массу.(Говорят если ее промыть и просушить будет что-то похожее на пластмассу. Но мы не делали)
  • с чаем, какао, вареньем.
  • Очень красивый опыт             
Делали не настоящее молоко – эмульсию. Взбивали воду с растительным маслом.
Можно было еще
·        с лимонным соком, но у нас его не было.
·       Определение белка. Добавить к нему немного раствора стиральной соды, а затем медного купороса. Если белок есть, раствор приобретет фиолетовую окраску.
·       К раствору белка, нагретому до кипения, добавьте несколько кристалликов поваренной соли и немного уксуса. Из раствора выпадут хлопья свернувшегося белка.
Может сделаем  в следующий раз.
     
День молочной кухни.

Вспоминаем, какое может быть молоко.
Что умеет делать молоко (поить, кормить, лечить, бежать, течь, скисать, превращаться, разливаться, принимать форму сосуда, кипеть, замерзать).
И делали творог, кефир, кисель, молочный коктейль, омлет, молочный суп и блинчики.


День "Коровки".

Говорим о коровках используя материалы проекта "Ферма. Домашние животные". И делаем подделки 

День "Молочный магазин".

Наличие большого количества упаковок от молочных продуктов позволяет поиграть в молочный магазин. Тут помимо ролевой игры и обучению общаться, так же изучаем меры и количество.

День "Доярка".
 
Говорили о жизни доярок, пастухов и молочников используя материалы из блога "Воспитатель". 
Имитирывали их действия. Строили коровник из конструктора. Доили молоко из вымени - соски (Потом я подумала, что можно было б использовать дырявую резиновую перчатку). Выводили корову (игрушечную) на пастбище (гуляли). Запасали сено на зиму – рвали траву. Купали корову. Разливали молоко (подкрашенную воду) по разным стаканчикам – бутылочкам (разными способами, как советовала Мария Монтесори).

Не удачный опыт: рисование молоком или как сделать невидимые чернила.

Нарисовали корову молоком. Просушили. И нагревали над свечой. К сожалению, у нас ничего не получилось. Попробуем следующий раз прогладить утюгом. Такими чернилами тайно переписывался Ленин. И тут не большой урок истории.


Запланирована еще поездка в коровник и день здоровья, но об этом в следующий раз.

Комментариев нет:

Отправить комментарий